Принцип работы насосов ЦНС,ЦНСГ.
Вращаясь, рабочее колесо насоса ЦНСГ, сообщает круговое движение жидкости, находящейся между лопатками. Вследствие возникающей центробежной силы, жидкость от центра колеса перемещается к внешнему выходу, а освобождающееся пространство вновь заполняется жидкостью, поступающей из всасывающей трубы под действием атмосферного или избыточного давления. Выйдя из рабочего колеса, жидкость поступает в каналы направляющего аппарата и затем во второе рабочее колесо с давлением, созданным в первой секции, откуда жидкость поступает в третье рабочее колесо с увеличенным давлением, созданным второй секцией, и т.д. Выйдя из последнего рабочего колеса, жидкость через направляющий аппарат на выходе 6 проходит в крышку нагнетания, откуда поступает в нагнетательный трубопровод.Благодаря тому, что корпус насоса состоит из отдельных секций, имеется возможность, не меняя подачи, менять напор путем установки нужного числа секций. При этом меняется только длина вала и стяжных шпилек.
Во время работы насоса, вследствие давления жидкости на не равные по площади боковые поверхности рабочих колес, возникает усилие, которое стремится сместить ротор насоса в сторону всасывания.
Для уравновешивания указанного осевого усилия в насосе ЦНС, применяется гидравлическая пята, состоящая из диска гидравлической пяты 9, кольца гидравлической пяты 11 и втулки 8.
Во время работы насоса жидкость проходит через кольцевой зазор, образованный отверстием крышки нагнетателя 2 и втулкой 8, и давит на диск гидравлической пяты 9 с усилием, которое по величине равно сумме усилий, действующих на рабочее колесо, но направленных в сторону нагнетания. Таким образом ротор насоса оказывается уравновешенным. Равенство усилий устанавливается автоматически, благодаря возможности осевого перемещения ротора насоса. Часть жидкости из разгрузочной камеры гидравлической пяты проходит между втулкой 23 и сальниковой набивкой, чем достигается жидкостная смазка трущихся поверхностей и их охлаждение. Между втулкой 23 и сальником всегда должна протекать перекачиваемая жидкость в количестве 15-30 л/ч. Излишнее затягивание сальников ускоряет износ втулок и увеличивает потери на трение.
Другая (основная) часть жидкости из разгрузочной камеры гидравлической пяты в насосах типа ЦНС и ЦНСМ (рис. 7, 8, разрез А-А) по рукаву 48 системы обводнения поступает в полость гидрозатвора, образованную расточкой крышки всасывания и втулками 14, 26 с кольцом 30, и отводится из нее наружу через штуцер 47. Давление в полости гидрозатвора несколько превышает атмосферное, что предупреждает засасывание воздуха в насос.
При работе насоса с давлением на входе до 0,3 мПа вытекающую из штуцера жидкость можно направить во всасывающий трубопровода.
В насосах типа ЦНСГ (рис. 6, А-А) вода из разгрузочной камеры гидропяты отводится наружу или во всасывающий трубопровод через штуцер 43.
Конструкция насосов для горячей воды предусматривает охлаждение подшипников водой от постороннего источника. Охлаждаемая вода должна подаваться с давлением не выше 0,3 мПа (3 кгс/см2).
В насосах ЦНСГ для перекачивания горячей воды отсутствуют резиновое кольцо 46, устройство для выпуска воздуха и обводная система.
Привод насоса – от электродвигателя через упругую втулочно-пальцевую муфту 1. Вращение ротора насоса – правое (по направлению движения часовой стрелки), если смотреть со стороны электродвигателя.